'Роснефть' предлагает сделать закупки госкомпаний менее прозрачными

Интересы контроля должны сочетаться с соблюдением коммерческой тайны, следует из письма. В частности, «Роснефть» предлагает разрешить госкомпаниям не публиковать начальную максимальную цену закупки уникального или технически сложного оборудования - это поможет избежать ценового сговора.

Минэкономразвития и ФАС не поддерживают предложение «Роснефти», рассказали их представители. На основании цен можно провести общественное обсуждение закупок, объясняет представитель ФАС. Представитель «Роснефти» отказался комментировать непубличную переписку.

Минфин призвал сократить госсектор в экономике

Проведение торгов без указания начальной цены позволит заказчикам отклонять любые заявки, объясняя это высокой ценой, говорится в ответе Минэкономразвития правительству от 1 октября (копия есть у «Ведомостей»). На рынке уникального оборудования, как правило, несколько поставщиков, знакомых друг с другом, это повышает риск их сговора, говорится в письме. Нет и определения уникального и технически сложного оборудования - заказчики смогут не раскрывать цену по своему усмотрению. Согласно материалам Минэкономразвития к экономическому форуму в Сочи (копия есть у «Ведомостей») «Роснефть» включает в реестр договоров только каждый пятый договор. С начала 2015 г. «Роснефть» разместила извещений на закупки на 1,6 трлн руб., пишет Минэкономразвития, но по данным реестра договоров - только на 331 млрд руб. Для закупок в электронном виде компания использует электронную торговую площадку ЗАО «ТЭК-торг».

Риска сговора нет, спорит с Мин­экономразвития президент Ассоциации директоров по закупкам Андрей Черногоров, начальная цена на уникальный товар только показывает конкурентам, что и сколько заказчик собирается купить, - 90% конкурсов частных компаний уже проходит без начальной цены. После одобрения поставщиков на втором этапе они сами предложат цены, объясняет Черногоров, но Минэкономразвития и ФАС проще контролировать закупки, когда цена указана на начальном этапе. Вводить такую норму, пока нет определения технически сложного оборудования, нельзя, не согласен гендиректор Агентства по госзаказу Татарстана Яков Геллер, для кого-то это планшет, для других - арифмометр с нанопокрытием. Часть информации о закупках действительно можно не делать публичной, особенно для компаний, работающих на конкурентных и внешних рынках, уверен первый проректор ВШЭ Александр Шамрин, но пока закупки госкомпаний слишком непрозрачны. Ситуация ухудшилась с разрешением не направлять отчеты в Росстат, говорит он, пока не заработала Единая информационная система, информация есть только на сайте zakupki.gov.ru. Конкурентных закупок у госкомпаний всего единицы, согласен Сергей Фахретдинов из «Деловой России», закупки проходят у «дочек» и «внучек», а если и на электронных площадках, то на собственных.

Кудрин призвал государство не тратить бюджет на поддержку госкомпаний

Некоторые предложения «Роснефти», напротив, усиливают контроль за закупками. Компания предлагает ускорить создание единого реестра малого и среднего бизнеса. Пока его нет, компании просто заявляют, что они относятся к малому бизнесу, говорит Иван Ефременков из «Опоры России», проверять их или нет, решает заказчик, но, чтобы проверить, он должен запросить у ФНС и Фонда социального страхования данные по выручке и числу сотрудников. Компании часто пользуются этой лазейкой, чтобы отдать заказ аффилированным фирмам, объясняет он. С 1 июля госкомпании с выручкой более 10 млрд руб. 18% своего заказа должны отдавать малому бизнесу. Создать единый реестр президент поручил к 1 октября 2015 г. еще в апреле. Сейчас проект проходит общественное обсуждение, говорится в письме Минэкономразвития, по нему реестр будет введен к 1 августа 2016 г. Нужны дополнительные средства из бюджета на разработку программного обеспечения и интеграцию данных в единую базу, пояснил представитель министерства, сейчас идет работа по поиску источников финансирования.

В кризис закупки госкомпаний как ресурс экономии стали особенно активно обсуждаться правительством. На совещании у Медведева было решено реформировать систему - перевести все их закупки в электронный вид на пяти площадках. Увеличение закупок, проводимых через конкурсные электронные торги, на 1% сэкономит 7 млрд руб. в год, оценивал министр экономического развития Алексей Улюкаев. Кроме того, теперь госкомпании, участвующие в инвестпроектах со стоимостью более 10 млрд руб., должны преимущественно покупать отечественную продукцию.

Проблема эффективности госкомпаний не решается отдельным законопроектом, считает Шамрин, пока не будет контроля конечного результата. Разные ведомства отвечают за разные части - ФАС контролирует торги, Росфиннадзор - финансы, Минэкономразвития обеспечивает нормативную базу.

Екатерина Мереминская











>> Кризис беженцев и стратегия Евросоюза

>> ВЭФ запомнился приморцам не только многомиллиардными контрактами

>> Луценко: Все произойдет в следующие две недели